Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Колыма - это территория туризма"


Три основных туристических направления для привлечения российских и иностранных туристов будут реализованы в Магаданской области в ближайшие годы. Об этом, а также о планах добычи золота, угля и о развитии "Авиации Колымы" рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" на полях проходящего во Владивостоке V Восточного экономического форума (ВЭФ) губернатор Магаданской области Сергей Носов.

- Сергей Константинович, какие инвестпроекты представила делегация Магаданской области на ВЭФ 2019? Какие соглашения были подписаны?

- На этом форуме мы подписали соглашение с компанией "Арлан" по месторождению "Павлик". Они приступают к инвестициям, это $300 млн во вторую очередь горно-обогатительного комбината (ГОК) с увеличением производственной мощности переработки до 10 млн тонн руды в год. Сегодня мощность предприятия - около 4 млн тонн руды (до 8 тонн золота) в год. Введение в эксплуатацию второй очереди позволит выйти на годовой объем производства не менее 12 тонн золота. В 2018 году в Магаданской области добыто почти 37 тонн золота. С вводом второй очереди месторождения "Павлик" Колыма перешагнет отметку в 40 тонн ежегодной добычи и приблизится к лидеру отрасли в России - Красноярскому краю.

Параллельно с этим "РусГидро" или их подрядчики должны построить линию электропередачи, позволяющую работать устойчиво. А это тоже 1,5 млрд рублей.

Также мы подписали межрегиональное соглашение с Чукоткой, с KAZ Minerals и с компаниями, которые участвуют в реализации проектов, в том числе на территории Магаданской области. Это проект по строительству линии электропередачи к месторождению Песчанка на Чукотке, две нитки - это 36 млрд рублей по территории Магаданской области только. В принципе, это соглашение, фиксирующее ту работу, которая была проделана в течение года. Магаданская область планирует объединить энергосистемы с Баимским ГОКом, расположенным в Чукотском автономном округе (ЧАО).

Для Магаданской области это соглашение важно тем, что оно даст серьезный толчок развитию энергетической инфраструктуры региона со строительством свыше 700 км линий электропередачи, около 30 млрд рублей инвестиций в энергетику, более 200 новых рабочих мест и прирост валового регионального продукта ориентировочно на 6 млрд рублей в год за счет продажи свободной мощности, что приведет к снижению стоимости электрической энергии для колымчан примерно на 25%.

Еще одно очень важное для нас соглашение - об увеличении усилий в области геологоразведки. Это соглашение с "Росгеологией", которое даст возможность создать совместную юниорную геологическую компанию для развития минерально-сырьевой базы Магаданской области и эффективного вовлечения разведанных запасов полезных ископаемых в хозяйственный оборот.

Мы имеем большое количество прогнозных запасов по очень важным и ценным минеральным ресурсам. Геологоразведка как первый шаг крайне необходима. И мы работали над тем, чтобы крупные компании и структуры заинтересовались этим проектом. И мы видим сегодня определенные подвижки. Мы провели большую работу по подготовке материалов, обоснований подобных инвестиций в геологоразведку. Мы совместно с бизнесом создаем в Магаданской области предприятия именно по юниорному принципу. И мне очень приятно, что бизнес пошел нам навстречу, и начинается даже уже некая конкуренция.

- Юниорные компании уже начали работу?

- Первая компания получила уже три лицензии на проведение работ на трех месторождениях. Наш геологоразведочный институт в Магадане уже делает обоснования и план производственных работ. Поэтому процесс пошел, как и первые затраты. Речь идет об участках, расположенных вдоль или недалеко от побережья Охотского моря. Важнейшим аспектом для привлечения инвестиций является возможность отгрузки готовой продукции. Пояс от Магадана до Северо-Эвенска мы рассматриваем как возможность для дальнейшей деятельности, для лицензирования юниорных компаний. Это такой определенный элемент поддержки и стимулирование инвестиций в эту область. Но и строительство линий электропередачи, о которых я уже говорил, это в Омсукчанском районе, открывает колоссальные перспективы для угольной отрасли Магаданской области.

Также я все время говорю о необходимости диверсификации добычи полезных ископаемых в Магаданской области, не только драгметаллов. И мы можем сегодня говорить о первых десятках тонн медного концентрата, добытого и произведенного компанией "Полиметалл".

- Какие перспективы в угольной отрасли?

- Перспективы хорошие, месторождения есть. Понятно, что нужно проделать определенную работу, но тут она уже не смущает никого. Самое главное - там появляется линия электропередачи. Насчет этой линии мы и подписали межрегиональное соглашение - впервые на дальневосточном форуме.

Мы имеем запасы коксующегося и энергетического угля. Рядом находится месторождение железной руды. При желании можно взять еще и медь. В свое время были предварительные проработки и составлялись некие бизнес-планы, но освоение было проблематичным, потому что в основе расчетов лежала дизель-генерация. Дизель-генераторы должны были обеспечивать электроэнергией. Понятно, что ничего крупного построить было нельзя. А сегодня можно рассматривать строительство углеобогатительной фабрики. Кроме того, участки находятся так или иначе близко к морю. Отгружать в наших непростых климатических условиях можно будет с помощью современных технологий.

- Сколько золота и серебра планируется добыть в регионе в 2019 году?

- Плановый показатель добычи золота в Магаданской области в 2019 году определен в количестве 42,7 тонны золота. Увеличение добычи в регионе ожидается в результате наращивания объемов добычи до проектной мощности ГОКа на месторождении "Наталкинское" АО "Полюс Магадан". В этом году на месторождении "Наталкинское" планируется добыть порядка 11 тонн золота.

- Расскажите, пожалуйста, о планах работы "Авиации Колымы". Сколько самолетов уже зафрахтовано? Сколько еще планируете взять? Речь о лизинге или покупке?

- Я считаю, мы в этом плане идем "пионерами". И наши действия одобрены президентом страны по итогам совещания, которое он проводил недавно по внутрирегиональным перевозкам. Был поддержан проект самолетов "Байкал". Но до запусков этого самолета нужно определенное время и усилия. Мы берем его прообраз, самолет называется ТВС-2МС. Двигатели, которые планируется устанавливать на "Байкалы", сегодня устанавливают на модернизированный "кукурузник". Получается очень качественный самолет. Уже китайцы его скопировали и экспортируют в другие страны.

Наши самолеты делают в Новосибирске, на экспериментальном заводе. Мы берем два самолета и уже задумались над третьим. В конце сентября они должны поступить в регион. Самолеты способны садиться на грунт, то есть фактически не на взлетно-посадочные полосы, а на площадки. Инфраструктура была в Магаданской области, ее надо просто восстановить.

Также у этого самолета летный час в два раза дешевле, чем у вертолета. У него дальность полета 1,5 тыс. км, и он сможет взять 12 пассажиров. То есть из Магадана он сможет долететь до любой точки области. Ну и площадки для посадки делать и реконструировать проще.

Также его возможно оборудовать баком объемом до 2 тонн для пожаротушения. В самолет возможно установить медицинский модуль. Мы рассчитываем, что будет возможно его многофункциональное применение.

- Какие маршруты он покроет?

- Покроет практически все направления, плюс мы планируем добавить новые точки, которые, в том числе, являются точками роста и развития Магаданской области. Например, поселок Талая.

Быстрое авиасообщение - это удобство еще и для отдыхающих, будущих туристов.

- Это предприятие будет конкурировать с "Авиакомпанией "СиЛа", или оно создано в дополнение ему?

- Мы предлагаем "СиЛе" войти оператором, и они, в принципе, не возражают. Просто мы знаем, что это уже наши самолеты и их никто никуда не перебросит, и их эксплуатация будет согласовываться и распределяться нами. Пилотов компания, которая будет эксплуатировать эти самолеты, берет на аутсорсинг. В этом плане компания "Авиация Колымы" - держатель активов.

- Что делается в регионе для развития туризма, какие ближайшие планы в этом направлении?

- Самое главное, что мы заявили себе, что Колыма - это территория туризма. Многие этого не ожидали, в том числе в профильных ведомствах. Но мы ощущаем везде поддержку. Мы готовы конкурировать за государственную поддержку через бизнес-планы и обоснования. Направления у нас следующие: во-первых, это рыбалка. Безусловно, самое простое - это морская рыбалка.

При этом мы, живя на море, не имеем никакого причала и мест для стоянки лодок. Рыбалка пользуется большой популярностью у магаданцев, но мы не можем обеспечить условиями весь поток любителей. Лодки негде хранить и негде их принять. Это один из проектов, который мы сейчас прорабатываем. И мы увязываем его, в том числе, с островом Завьялова, куда можно будет добраться на лодке в том числе. Там уже началось строительство туристического комплекса для проживания отдыхающих, которые смогут ловить рыбу, собирать грибы, ягоды, любоваться животным миром. Это и овцебыки, и снежные бараны, и медведи. Там очень интересные этнографические места. Стоянки древних людей и так далее.

Там живут краснокнижные сивучи, можно встретить китов, косаток, дельфинов. Это великолепное место для отдыха.

Следующее направление, мы только начали его развивать, - комплексный отдых "Талая". Там уникальные по свойствам воды и грязи. Они были хорошо известны на Востоке и в Советском Союзе. Были построены санатории, где работники отраслевых компаний могли отдыхать.

Сегодня это место обретает второе дыхание. Сегодня этот проект реализуется за счет частных инвестиций, но мы, конечно, окажем им поддержку как государственная структура с помощью механизмов и инструментов, которые разработаны в министерстве по развитию Дальнего Востока.

Плюс у нас еще есть несколько уникальных источников, которые могут представлять интерес.

И еще одно важное направление - это история той Колымы, которая стала символом всего ГУЛаГа Советского Союза. Это и маска Эрнста Неизвестного и сохранившиеся достаточно хорошо лагеря. Атмосфера, энергетика этих мест у нас очень серьезно представлена, она сохранилась. Здесь мы сотрудничаем с Музеем истории ГУЛаГа в Москве и готовим этот проект. Он может быть интересен как россиянам, так и иностранцам.

Для лучшей транспортной доступности сейчас мы проводим реконструкцию аэропорта в Магадане. Выделены деньги, работа продолжается. Также планируется вложить деньги в реконструкцию аэропортов в Эвенске и Сеймчане. В Эвенске необходимый объем финансирования - 1 млрд рублей, реконструкция ВПП позволит увеличить пассажиропоток до 6,5 тыс. человек в год, ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год. Реконструкция ВПП в Сеймчане обойдется в 1,6 млрд рублей, ввод в эксплуатацию - в 2022 году.

Но также мы готовим документы о передаче нам аэропорта "Сокол". У нас есть предварительное понимание и интерес от нескольких потенциальных инвесторов, это не только "Новапорт" - это и "Аэропорты регионов", и другие холдинги. Надеюсь, до конца года мы сможем оформить документы о передаче аэропорта в собственность региона.

Комментарии (0)

Добавить комментарий:

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Здесь на Главном туристическом портале Колымы мы постарались собрать все информацию, которая поможет туристам при путешествии по Магаданской области. Приглашаем к сотрудничеству путешественников, туристов, походников. После регистрации вам будет доступен личный кабинет с возможностью публикаций своих материалов, рассказывающих о Колыме, путешествиях, походах. Давайте вместе сделаем портам народным!